Недавно прочитал «Анафем» Нила Стивенсона. Роман понравился не меньше предыдущих его произведений. Здесь он еще сильнее уходит в сторону философии науки.

Примерно как Пелевин пересказывает в своих романах восточную философию, Стивенсон пересказывает западную философию. Пол-романа посвящены рассуждениям о мире эйдосов Платона и о работе сознания. Здесь Стинвенсон использует идею Пенроуза о квантовой природе сознания («Новый ум короля”, «Тени разума»). Для объяснения квантовых явлений привлекает многомировую интерпретацию Эверетта и Дойча («Структура реальности»). В послесловии Стивенсон перечисляет и других философов, повлиявших на него: Лейбниц, Кант, Гуссерль и Гёдель. Но их я не читал, поэтому реминисценций в тексте не уловил.

Действие романа разворачивается в параллельном мире на планете Арб. После «Ужасных событий» (вероятно мировая ядерная война) ученые были изолированы от общества в специальных монастырях («концентах»). Последовательно были запрещены компьютеры («синтаксические аппараты») и генетические исследования. Тогда ученые, лишенные всего, начали заниматься исследованием квантовой природы сознания и достижением квантового бессмертия. События романа начинаются спусти 3000 лет после Ужасных событий, когда в небе над Арбом обнаруживают странный космический объект.

Чтобы подчеркнуть отличие от Земли Стивенсон создает собственную историю мира, собственных философов и собственные термины:

  • актал -> ритуал
  • теорика -> физика
  • кноон -> эйдос
  • концент -> монастырь
  • синтаксический аппарат -> компьютер
  • лесперовы координаты -> декартовы координаты
  • гемново пространство -> фазовое пространство
  • Протес -> Платон

Стивенсон вводит собственные любопытные аналоги Бритвы Оккама:

  • Грабли Диакса: нельзя верить во что-то, только потому что хочется, чтобы так было.
  • Весы Гардана: при сравнении двух гипотез предпочтение должно отдаваться более простой.

Первые страниц сто довольно сложно въехать во всю эту терминологию, но потом привыкаешь. В конце книги даже есть словарик.