Недавно прочитал «Анафем» Нила Стивенсона. Роман понравился не меньше предыдущих его произведений. Здесь он еще сильнее уходит в сторону философии науки.
Примерно как Пелевин пересказывает в своих романах восточную философию, Стивенсон пересказывает западную философию. Пол-романа посвящены рассуждениям о мире эйдосов Платона и о работе сознания. Здесь Стинвенсон использует идею Пенроуза о квантовой природе сознания («Новый ум короля”, «Тени разума»). Для объяснения квантовых явлений привлекает многомировую интерпретацию Эверетта и Дойча («Структура реальности»). В послесловии Стивенсон перечисляет и других философов, повлиявших на него: Лейбниц, Кант, Гуссерль и Гёдель. Но их я не читал, поэтому реминисценций в тексте не уловил.
Действие романа разворачивается в параллельном мире на планете Арб. После «Ужасных событий» (вероятно мировая ядерная война) ученые были изолированы от общества в специальных монастырях («концентах»). Последовательно были запрещены компьютеры («синтаксические аппараты») и генетические исследования. Тогда ученые, лишенные всего, начали заниматься исследованием квантовой природы сознания и достижением квантового бессмертия. События романа начинаются спусти 3000 лет после Ужасных событий, когда в небе над Арбом обнаруживают странный космический объект.
Чтобы подчеркнуть отличие от Земли Стивенсон создает собственную историю мира, собственных философов и собственные термины:
- актал -> ритуал
- теорика -> физика
- кноон -> эйдос
- концент -> монастырь
- синтаксический аппарат -> компьютер
- лесперовы координаты -> декартовы координаты
- гемново пространство -> фазовое пространство
- Протес -> Платон
Стивенсон вводит собственные любопытные аналоги Бритвы Оккама:
- Грабли Диакса: нельзя верить во что-то, только потому что хочется, чтобы так было.
- Весы Гардана: при сравнении двух гипотез предпочтение должно отдаваться более простой.
Первые страниц сто довольно сложно въехать во всю эту терминологию, но потом привыкаешь. В конце книги даже есть словарик.