Несмотря на негативные отзывы в блогосфере, «Бэтман Аполло» мне понравился. Это не лучший роман Пелевина, но и не хуже других. По крайней мере я получил то, что и ожидал.

В творчестве Пелевина можно выделить 2 основные линии: социальная сатира и буддистские мотивы (иллюзорность мира, мир – это сон и прочее). Где-то перевешивает одна линия, где-то другая. Навскидку по памяти я бы разбил все романы так:

  • Социальная сатира: «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Поколение П», «Числа», «Ампир В», «СНАФФ»
  • Буддизм: «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса», «t», «Бэтман Аполло»

Формально «Бэтман» заявлен как сиквел «Ампир В», но относится ко второй категории. Читатели ждали одного, а получили другое.

Роман переполнен рассуждениями о природе сознания. Сначала главному герою объясняет свою позицию Улл, потом Дракула, потом Озирис, потом сам бэтман. Все разными словами, но все по сути одно и тоже.

Никакого Откровения, Последнего и Окончательного, в романе, конечно, нет. Пелевин только немного проехался по протестному движению, вызвав у некоторых баттхерт.

Понравились многочисленные отсылки к фильму «Начало» Нолана. Собственно название романа – это тоже отсылка к Нолану. В фильме было слово «лимбо». В «Бэтмане» оно употребляется каждую вторую страницу. Герой Ди Каприо постоянно сомневается, где кончается сон и начинается реальность. Все тоже самое испытывает и Рама Второй.